13.01.2017 в 22:20
Пишет medeafate:«The Lying Detective»: Как композиция влияет на подсознание.URL записи
Доброго времени суток, дорогие софандомовцы!На данным момент я обучаюсь искусству звукорежиссуры кино и телевидения, поэтому имею некоторые специфические знания о том, как телевизионщики работают с нашим подсознанием. Да-да, многие вещи они делают умышленно, чтобы вложить нам в головы определенный смысл, а так же избежать побочных эффектов вроде шизофрении и прочих расстройств, которые по незнанию и неумению могут быть спровоцированы увиденным на экране.Хочу поделиться с вами матчастью в следующих направлениях: как выстраивается линия сюжета, от чего зависит наше мнение о персонаже, композиция кадра, энергетическое преодоление (всё, разумеется, с примерами — но я надеюсь на вашу помощь с их поисками и расшифровкой )читать дальшеIНачнём с того, как разрабатывается сюжетная линия всего фильма. Представим её в виде прямой, где точка А — начало, а В — конец.Оглянитесь вокруг: предметы вокруг вас не идеальны,но построены по принципу соотношения величин. Любое произведение искусства особенно нуждается в том, чтобы быть гармоничным, а за гармонию в мире отвечает Закон золотого сечения.
Не буду останавливаться на его математической природе подробно, скажу лишь, что если с его помощью разделить отрезок, то соотношение двух полученных частей будет примерно равно 5/8 к 3/8.
Затем повторяем алгоритм с определением золотого сечения на отрезке 5/8, затем снова относительно 3/8, и так до тех пор, пока не получится вполне понятная картина:На начальной линии первое сечение можно обозначить в двух местах, но в основном кульминация сюжета приходится на вторую половину экранного времени. Поэтому определяем пик сюжета таким образом:IIТеперь об основных принципах наполнения сюжета.Фактически, нас никто не обманул. Первые минуты серии мы видим почти всех протагонистов: Джона, миссис Хадсон (и пусть мы не знаем, что это она, но в этот промежуток времени она всё же ворвалась), самолёт от Майкрофта, полицию я отождествляю с Лестрейдом, Шерлок упомянут в разговоре с психотерапевтом. Психотерапевт у меня особого беспокойства не вызвала, разве что удивление, что Джон теперь другую даму для бесед по душам выбрал. Видимо, я всё же попала под влияние того, что первые минуты — для затравки. Хорошее и знакомое. Ну и откомфортили после первой секунды с пистолетом.Здесь было немного неясно. Ну девушка, ну клиентка... Шерлока как хорошего героя уже обозначили, Уиггинс — вроде тоже, правда, не в этом эпизоде, поэтому сомнительный персонаж. Сначала я связала клиентку с главным антагонистом: дочь, всё-таки, значит, взаимодействие с врагом началось косвенно. Откуда же было знать, что здесь сценаристы по всем правилам сыграли.А вот здесь начинается интересное. На этом отрезке происходит деление на две ветви: миссис Хадсон привозит Шерлока, Джон бесится, они ругаются на почве наркотиков, дедукции, что там ещё... Причины этого конфликта очевидны (+ та, что не озвучивается, «но в этом-то всё и дело»). А второй назревающий конфликт — это сообщение в твиттере о том, что Смит — убийца. Причины озвучены.Шерлок выходит на тропу войны.Всё, что происходило до этого момента, было предвестником бури. Обстановка накаляется, враг откровенно издевается. Скажите, вам ведь тоже казалось, что пик сюжета обычно приходится на смертельную опасность? Детектив, всё-таки. Но я вам точно говорю: кульминация серии выпала на момент, когда Джон избивает Шерлока. Я лист с сечением приклеила к монитору: сомнений нет, пик сюжета — избиение. Вся серия была предназначена для раскрытия отношений (передаю привет всем, кто ждал суперкейса).Итак, конфликт достиг апогея, теперь его надо развязать. А делают это обычно так: как завязали, так и развязывают — в обратную сторону. Иногда бывают вариации, если сценарист хочет неожиданный конец, но в целом работает это так:А это значит, что недоубийство Шерлока попадает в первую нишу после конфликта: а это снова завязка конфликта. Да, эта ветвь конфликта так и не решилась, но, повторю, это уже откат с кульминации (вы и сами наверняка это почувствовали).Вторая ниша развязки заполняется причиной, предвестником (вы ведь держите в голове тот факт, что раскручивается всё в обратную сторону?). А это — инструкция Мэри, как Шерлоку вернуть Джона. Инструкция и сама Мэри стали триггером всей ситуации, и в развязке нам это говорят открытым текстом, что опять возвращает нас к тому, что вся серия — про отношения, а кейс в ней имеет посредственное значение.Злодея запустили в клетку с тиграми, что разошлись по противоположным сторонам и ждут, когда рванет:А заканчивается всё взаимодействием хороших и плохих героев, точнее, сначала хороших, а потом уже тех и других. Но в целом — опять в яблочко. Личность Эвр раскрыта, сюжет закольцевался, основной конфликт решился.IIIПоговорим о композиции кадра.Возвращаемся к золотому сечению: происходящее на экране — это уже не просто линия, набросок... Картинка объемная, и делить её надо соответственным образом.Делаем по два сечения на горизонтальных и вертикальных линиях изображения, получаем поделенный на 9 частей кадр:Человеческий мозг ленив, ему не хочется глазами лишний раз двигать, поэтому мы подсознательно ждём основных действий в самом центре:Вот яркий пример тому, как можно на этом попасться. Вы испытали интерес/тревогу/предвкушение/сосредоточенность на этом моменте? Успели обмануться насчет кульминации? В целом, я недовольна таким кадром: как будто разжевали и в рот положили. Но функция выполняется.Вспомните принцип, по которому вы читаете: слева направо, поэтому картинку вы прочитываете точно так же, постепенно переходя из точки 1 в точку 4.Для того, чтобы вы максимально прочувствовали оптический центр, я сделала его ярким. Посмотрите в зону особого внимания: вся картинка соберется жёлтым квадратом по ощущениям где-то на уровне лба. Мы не замечаем этого, но мозг так все картинки собирает.Предвосхищая ваш вопрос о том, как информацию считывают люди, чья письменность подразумевает обратный порядок чтения, отвечаю: они по-другому принципу снимают кино. Они показывают важную деталь через общность других, когда она часть целого (я не эксперт, но в общих чертах...). Посмотрите, как внутри разрисовывают/украшают пагоды — это направит понимание в правильное русло.Смысловая нагрузка вертикальных линий:Смысловая нагрузка горизонтальных линий:Получается, что кадр, выстроенный особым образом, является спусковым крючком наших эмоций. Конкретных эмоций, авторы ведь свою картинку хотят вам в голову вложить. Снять еду так, чтобы вы хотели ее попробовать, снять продукт так, чтобы вы со всех ног бросились его покупатьДелюсь некоторыми находками.Пистолет красноречиво поместили в секцию будущего. Вы ведь сразу поняли, что это будет потом, а не сейчас?Честно говоря, у меня не возникло мысли, что это труп, наоборот — успокаивающая картина после пистолета.Джон растворяется из секции будущего, причем лицо снято крупным планом: собственные мысли по этому поводу.А вот как выстроили кадр со стороны. На тот момент ни Джон себя, ни мы его в реальности не видим.Слева прошлое, голос Эвр в настоящем, будущего нет: всё происходит в данный момент.Здесь понятно: с этой дамой мы проведем ещё много времени в рамках серииВ прошлом у них ничего нет, в настоящем она одна, в будущем им грозит кривое зеркало. Ничего не получится? Получится, но криво?Ты даже не представляешь, насколько близок был к своему прошлому. Держись за настоящее крепче!Снова привет из прошлого.Большой брат следит за вами.Но за одним больше, чем за другим...Ты всё ещё в ореоле наблюдения, но это прошлое. Ты не приоритет.Приоритет Майкрофта в настоящем...... как будто мы сомневались!Напоминает первое появление Шерлока в сериале. Подчеркивается другая природа?...Джон почти становится прошлым, делая свой уход финальным. Это ж надо, в блоке с прошлым дверей понаснимать Но Майкрофт вмешивается.Прошлое затягивает Джона.Тогда как двери для этих парней вместе — обычное дело, дело настоящего.Радужное прошлое (детство, возможно?), из темного — война, "самоубийство" Шерлока, смерть Мэри. Итог — загнанный, как будто отрезан от всего в настоящем Джон, и свет в конце не предвидится.IVПодсознательное отношение к герою.Помните 4 точки в особой зоне внимания? Если глаз персонажа попадает в одну из этих точек, то мы начинаем считать его хорошим, особенно, если это его первое появление.Одно из первых появлений Джона в серии:Давай, Джон, постарайся!Затем он сбрасывает часть маски, когда говорит о том, что он — откровенно хреновый отец. И что мы видим?У Джона роль какая по сериалу? Добродетель, нравственность. Чем сильнее он проявляет эти качества, тем ближе к центру снимают его лицо. А еще для него как для персонажа важно не врать, не убегать от проблемы. Поэтому, избив Шерлока, признав, что да, я действительно думаю, что ты виноват в смерти Мэри — маска спала целиком, но и все эти околоразговоры с Шерлоком прекратились.И вот результат. Странно, правда? Вроде зло сделал, но с другой стороны прекратил эти игрища в сдержанного человека, в котором кипит всякое разное.Шерлок снят в блоке неустойчивости, но в этом моменте его одолевают сомнения... чем он вообще занимается? Как будто секундное прозрение. Тоже сбросил маску безразличного саркастичного человека. Итог:VЕсть ещё одно понятие: энергетическое преодоление.Вся серия снята как-то шиворот-навыворот: сюжет развивается, идет вперед, а персонажи — назадЛадно. Шерлок в чертогах, ему надо вернуться в прошлое, поэтому он по преодолению идёт назад.Но, Джон, куда ты? Ты что, тоже в чертогах?Даже чёртовы овцы скачут назад.Момент, где это оправдано — Джон возвращается в больницу на машине миссис Хадсон. ВОЗВРАЩАЕТСЯ, вот и влево едет. Если покопаться, то такие эпизоды встречаются ещё, и это ломает мозг.На этом мой анализ заканчивается. Я не претендую на истину в последней инстанции, однако, жду ваших версий и примеров!Разберём этот сериал полностью.